Статьи

Современная притча о двух лягушках, или как добиться российского качества

В наше время притча про двух лягушек, которые попали в молоко и одна из них, стараясь выбраться, взбила масло, не могла бы появиться. Не найти молока того качества в современных гипермаркетах, где и сливки-то надо покупать специальные, иначе не загустеют. В какой период у нас в стране произошла подмена самого смысла слова «качество»?

Сегодня в магазинах есть, к примеру, сгущенное молоко, произведенное по ГОСТу, а есть — по техническим условиям. Запутались все — и эксперты, и потребители. И это только вершина айсберга — пищевая промышленность одна из наиболее чувствительных и заметных, а проблемы с определением и поддержанием качества продукции и услуг есть во всех отраслях современной России.

Дошло до парадокса: даже специалисты не могут дать ответа на вопрос «что такое качество». А ведь еще 300 лет назад Петр I озаботился проблемой качества продукции Тульской казенной оружейной фабрики и издал указ, в котором фактически говорилось о нормах периодических испытаний и военной приемки. Параллели отдаленные, но благодаря им мы осознаем, что во времена, когда надо демонстрировать силу и эффективность российского оружия, вопросы качества приобретают особую ценность.

И наше время не исключение. Год назад российские власти пошли на беспрецедентный шаг и установили мораторий на проверку качества со стороны государства. Сделано это было в интересах бизнеса — ничто в условиях санкционного давления не должно сдерживать его рост.

И что же, весь бизнес отказался от контроля качества? Нет. Самые прозорливые, а их большинство, понимая, что качество — один из эффективнейших инструментов продвижения продукции, дающий также защиту от недобросовестных конкурентов, ратуют за отмену моратория. С представителями служб контроля качества нескольких предприятий наш журнал уже договорился о публикациях: коллеги расскажут, по каким параметрам они оценивают качество продукции и какие преимущества работа с качеством дает их бизнесу.

Одно из таких преимуществ, за которым следят и отдельные предприятия, и отраслевые бизнес-сообщества, имеет «страново́й» характер. Речь о российской продукции в целом. На слуху история, которая произошла года четыре назад. Тогда в Китай, где очень любят российский мед, было поставлено большое его количество. Фитосанитарными службами Поднебесной проверяется каждая партия, каждая машина пищевой продукции, ввозимой на территорию страны. И одна испорченная партия стала причиной наложения табу на весь мед из России. Не знаю, сняли его сейчас или нет, но ложка дегтя надолго испортила реноме страны в целом как поставщика меда.

Кстати, Китай, который из-за пандемии был три года закрыт для нас — мы не получали оттуда информацию по вопросам контроля качества — снова делится данными. Так вот, контроль качества продукции и услуг в этой стране продолжает ужесточаться. Наказание за выпуск в обращение опасной продукции очень строгое, в отдельных случаях может дойти до высшей меры.

В Европе, переживающей не лучшие времена — рост цен, инфляцию, протестные настроения населения — контроль качества как был, так и остается в приоритете. Никаких послаблений. Потому что контролировать нужно всегда. А в периоды турбулентности тем более. Почему? Вот только один из множества ответов. Я получила его от академика РАН, РАМН, д-ра мед. наук, профессора Александра Николаевича Разумова. Он поделился наблюдением, что в развитых западных странах люди сейчас стареют намного позже, чем в России, благодаря качеству воды, воздуха, еды, одежды, оздоровительных процедур… А в нашей стране услуги санаториев и профилактических учреждений стандартизованы в основном с точки зрения условий размещения.

Качество — ценность, которая остается с нами вне зависимости от потрясений, экономических и политических. А может даже наоборот — она возрастает. И тут снова на повестку дня выходит вопрос: что же такое «качество»? Не вообще, а наше, российское. Потому что мы, наконец, поняли, что отношение к качеству в разных странах при многих одинаковых составляющих (контроль должен быть всегда) на самом деле очень разное. Может, мораторий на проверки нужен и для того, чтобы перестать ориентироваться на кого-то, а переосмыслив имеющийся опыт, выработать свои собственные национальные правила. Или вернуться к тем, которые у нас были?

Ведь равнение на Европу мы взяли не так давно, после решения о вступлении в ВТО. Вначале № 184–ФЗ «О техническом регулировании» перевернул все с ног на голову: дорыночный контроль был заменен декларированием соответствия, стандарты, регламентирующие, в т. ч. нормы качества, стали добровольными. Эффект наглядно виден на примере продуктов питания. В дальнейшем нас заваливали законодательными актами, с которыми мы едва успевали знакомиться: вслед за одним бумажным валом набегал другой, а там уже и выход контрольно-надзорных инстанций. Это раздражало не только бизнес, но и тех, кто осуществляет проверку качества и сертификацию, экспертов. Особенно нелегко пришлось ученым, занятым вопросами качества. Их остались единицы. С огромным сожалением мы вынуждены констатировать, что ситуация с решением проблемы качества в России сложная, опыт, накопленный предшественниками, требует полного переосмысления.

И коль скоро наступило время, когда вся страна разворачивается на Восток, давайте вспомним, что в Китае 90 % стандартов — это документы, разработанные советскими специалистами в 50–70 гг. прошлого века. Китайцы хранят их как зеницу ока.

Идем назад в будущее как это сейчас происходит с российским образованием? Только не одни, а вместе со странами — участницами Евразийского экономического союза, которые близки нам по духу и восприятию. А общей площадкой для обсуждения и выработки национального и евразийского представления о качестве мы стремимся сделать журнал «ККП»…

Как главный редактор обещаю, что «ККП» будет говорить о качестве так много, как это возможно. Так мы быстрее поймем, что такое «качество» и взобьем-таки молоко в масло. Потому что российская продукция станет по-настоящему качественной.

Бондарь Л.А. Современная притча о двух лягушках, или как добиться российского качества // Контроль качества продукции. 2023, № 05. – С. 1.