23 января в пресс-центре ТАСС прошел круглый стол, посвященный вопросам расширения системы «Честный знак», эффективности плановых проверок по индикаторам риска, экономическом эффекте маркировки для государства и бизнеса и новых способах защиты граждан от просроченной и нелегальной продукции.
На сегодняшний день с момента старта программы в системе маркировки находятся 16 товарных групп и запущено 11 экспериментов, а также введена обязательная маркировка в 6 товарных группах.
Со времени введения системы маркировки «Честный знак», сообщил председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин, в 2023 г. оборот немаркированной обуви снизился на 62 %, оборот табачной продукции и воды с нарушением установленных цен за год сократился на 21 % и на 98 % соответственно, а парфюмерии без разрешительной документации — на 85 %.
В прошлом году в качестве эксперимента была введена блокировка продажи товаров на кассах в случаях попыток приобрести просроченные товары или продукцию с кодом маркировки, выведенным из оборота. Данная система будет постепенно внедряться повсеместно с 1 апреля 2024 г., распространяясь на 12 товарных групп, включая молочную продукцию, воду и табачные изделия. Также рассматривается механизм внедрения в эту схему в будущем лекарств и медизделий.
Система маркировки интегрирована с информационными системами всех ключевых ведомств. Причем не только контрольно-надзорных, но и осуществляющих государственное регулирование в отдельных сферах. Благодаря совместной работе Минпромторга, Минэкономразвития, Роспотребнадзора удалось утвердить 30 индикаторов риска по 10 товарным группам на основе информации из системы маркировки.
Пристальное внимание к проблеме качества товаров, ввозимых из зарубежа, отметил начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы Сергей Семашко. По его словам информация систем маркировки и таможенных баз позволяет определять области контроля с вероятностью выше 70 %.
Отвечая на вопрос журнала ККП, какую роль для борьбы с контрафактом и фальсификатом играет обязательная сертификация, заместитель министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева ответила, что сертификация — очень хороший и эффективный инструмент, более действенный, чем декларирование соответствия. «Одним из направлений развития системы является более глубокая интеграция с разрешительными документами, в т. ч., с сертификатами соответствия. По товарам, где требуется сертификат соответствия, в системе ЧЗ обеспечивается более глубокий контроль», — отметила замминистра. Известны случаи, когда на электронных площадках продавалась продукция с подложными сертификатами. Интеграция систем ЧЗ и ФГИС Росаккредитации позволит исключить подобные случаи. Приезжева также подчеркнула, что ввод системы интеграции нашел поддержку у легального бизнеса, т. к. снижает нагрузку на него.
В планах у ведомств — совместная системная работа, задачи которой включают, в том числе расширение возможностей системы маркировки ЧЗ по контролю качества и безопасности продукции при вводе в оборот и также на всех этапах ее обращения.
На сегодняшний день с момента старта программы в системе маркировки находятся 16 товарных групп и запущено 11 экспериментов, а также введена обязательная маркировка в 6 товарных группах.
Со времени введения системы маркировки «Честный знак», сообщил председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин, в 2023 г. оборот немаркированной обуви снизился на 62 %, оборот табачной продукции и воды с нарушением установленных цен за год сократился на 21 % и на 98 % соответственно, а парфюмерии без разрешительной документации — на 85 %.
В прошлом году в качестве эксперимента была введена блокировка продажи товаров на кассах в случаях попыток приобрести просроченные товары или продукцию с кодом маркировки, выведенным из оборота. Данная система будет постепенно внедряться повсеместно с 1 апреля 2024 г., распространяясь на 12 товарных групп, включая молочную продукцию, воду и табачные изделия. Также рассматривается механизм внедрения в эту схему в будущем лекарств и медизделий.
Система маркировки интегрирована с информационными системами всех ключевых ведомств. Причем не только контрольно-надзорных, но и осуществляющих государственное регулирование в отдельных сферах. Благодаря совместной работе Минпромторга, Минэкономразвития, Роспотребнадзора удалось утвердить 30 индикаторов риска по 10 товарным группам на основе информации из системы маркировки.
Пристальное внимание к проблеме качества товаров, ввозимых из зарубежа, отметил начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы Сергей Семашко. По его словам информация систем маркировки и таможенных баз позволяет определять области контроля с вероятностью выше 70 %.
Отвечая на вопрос журнала ККП, какую роль для борьбы с контрафактом и фальсификатом играет обязательная сертификация, заместитель министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева ответила, что сертификация — очень хороший и эффективный инструмент, более действенный, чем декларирование соответствия. «Одним из направлений развития системы является более глубокая интеграция с разрешительными документами, в т. ч., с сертификатами соответствия. По товарам, где требуется сертификат соответствия, в системе ЧЗ обеспечивается более глубокий контроль», — отметила замминистра. Известны случаи, когда на электронных площадках продавалась продукция с подложными сертификатами. Интеграция систем ЧЗ и ФГИС Росаккредитации позволит исключить подобные случаи. Приезжева также подчеркнула, что ввод системы интеграции нашел поддержку у легального бизнеса, т. к. снижает нагрузку на него.
В планах у ведомств — совместная системная работа, задачи которой включают, в том числе расширение возможностей системы маркировки ЧЗ по контролю качества и безопасности продукции при вводе в оборот и также на всех этапах ее обращения.