Актуальные новости

Производители цемента выступают за государственный контроль и надзор за оборотом продукции

Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» провел пресс-конференцию на тему «Обязательное подтверждение соответствия и возвращение государственного контроля как эффективные меры для снижения объема фальсифицированной продукции на рынках цемента и бетонных смесей».

В ходе пресс-конференции, прошедшей на площадке Ассоциации «Антиконтрафакт», был представлен «Отчет о результатах оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия цементов и смесей бетонных», подготовленный Ассоциацией по техническому регулированию «АССТР» по заказу НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».

Исследование показало, что объем небезопасного (не соответствующего установленным требованиям) цемента вырос с 3,16 млн тонн в 2020 году до 12,9 млн тонн в 2021 году, а в 2022 году этот объем уже составил 13,14 млн тонн.

«Доля незаконного оборота цемента увеличилась более чем в три раза и составила 21,3 % от общего объема его потребления в Российской Федерации. Основная причина – отсутствие в течение последних двух с половиной лет государственного контроля (надзора) за оборотом цемента», – рассказала Дарья Мартынкина, исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».

Использование продукции неустановленного качества может повлечь угрозу для жизни и здоровья граждан в результате растрескивания и последующего обрушения конструкций, их химической и радиационной опасности. Вместе с тем незаконный оборот цемента наносит ущерб государственному бюджету (за счет неуплаченных налогов) и добросовестным производителям (ущерб отрасли в 2022 году оценивается в 83,8 млрд рублей).

«Цементные заводы сейчас загружены только на 61 %, – добавила Мартынкина. – Фальсификаторы отбирают у них заказы, подрывают доверие потребителей. Кроме того, изготовители и продавцы подделок не платят налоги, нарушают законы».

Президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР» Любовь Бондарь отметила, что резкое увеличение доли незаконного оборота цемента, которое превысило показатели периода до введения обязательного подтверждения соответствия цементов, можно объяснить в том числе и отсутствием государственного контроля (надзора) за оборотом отдельных видов строительных материалов.

«Также одним из факторов резкого увеличения доли незаконного оборота цемента, произошедшего в 2021–2022 годах, является подмена обязательной сертификации цемента декларированием его соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», – уточнила Любовь Бондарь. – При анализе реестра деклараций о соответствии требованиям ТР ТС 014 были выявлены многочисленные случаи принятия деклараций на цемент, предназначенный для общестроительного применения».

Вместе с тем в рамках исследования был проведен анализ деклараций о соответствии на смеси бетонные (товарный бетон), сведения о которых содержатся в реестре ФГИС Росаккредитации. Так, в декабре 2022 г. было зарегистрировано 202 декларации о соответствии, из них 75 (что составляет 37 %) приняты с нарушением процедур обязательного подтверждения соответствия, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. № 1265, — испытания смесей бетонных проводились в неких «иных лабораториях», а не в собственных испытательных лабораториях изготовителей или аккредитованных испытательных лабораториях. Данный факт может свидетельствовать как о некомпетентности изготовителей смесей бетонных, так и о намеренном выпуске в обращение небезопасной (не соответствующей установленным требованиям) и фальсифицированной продукции, и служить основанием для признания таких деклараций о соответствии недействительными.

По словам председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты Константина Леонидова, возвращение государственного контроля и надзора за оборотом цемента – необходимая мера, без которой обязательная сертификация в значительной степени теряет свою эффективность.