Еженедельные дайджесты новостей

Дайджест новостей АССТР по техническому регулированию, оценке соответствия и стандартизации № 90

8 октября. 2024 г.
Роспотребнадзор ужесточает контроль над продукцией в обороте
2 октября официально опубликован Приказ Роспотребнадзора 627 от 2 сентября 2024 г. о внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в сфере защиты прав потребителей. Их количество увеличено с 34 до 47.
Примеры новых индикаторов риска в сфере оборота продукции:
–в системе «Честный ЗНАК» в течение месяца не запрашивали код проверки при розничной продаже табачной продукции (не использовали «разрешительный режим»);
–в системе «Честный ЗНАК» содержится информация о реализации в течение месяца пищевой продукции с истёкшим сроком годности.
Новые индикаторы риска направлены на ужесточение контроля безопасности товаров и призваны защитить потребителей. При поступлении в Роспотребнадзор информации, отнесённой к индикаторам риска, ведомство назначит внеплановую проверку, несмотря на действующий мораторий.
Источник:
https://www.rctest.ru/news/rospotrebnadzor-uzhestochaet-kontrol-nad-produktsiey-v-oborote.html

7 октября 2024 г.
Минпромторг России и Росстандарт утвердили программу стандартизации применения вторсырья
Утверждена Перспективная программа стандартизации по направлению применения вторичных ресурсов, вторичного сырья и продукции, произведенной из вторичного сырья. Свои подписи в документе поставили Министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов и руководитель Росстандарта Антон Шалаев. Ключевой целью Программы является разработка и актуализация стандартов для формирования системного подхода к управлению вторичными ресурсами и вторичным сырьем, создание технологической инфраструктуры вовлечения вторичных ресурсов и вторичного сырья в промышленности.
Программа включает в себя разработку и актуализацию межгосударственных и национальных стандартов на вторичное сырье и продукцию, изготовленную с его использованием, по направлениям металлургии, химической промышленности, лесопромышленного и агропромышленного комплексов, стройматериалов и альтернативного топлива. Также в программе содержатся общие принципы применения вторичных ресурсов, сырья и продукции, произведенной с использованием вторсырья по вышеуказанным направлениям. В этом направлении уже разработаны и действуют межгосударственные и национальные стандарты, которые будут дополнены включением в перечень сырьевых материалов вторичного сырья и указанием возможной доли его использования
«В условиях глобальных вызовов переход к зеленой экономике становится не просто трендом, а необходимостью. В рамках Перспективной программы к 2030 году планируется разработать и актуализировать 127 ГОСТов в разных сферах промышленности. Так, будут приняты принципиально новые стандарты по геотекстилю, твердому биотопливу, резиновому вторсырью и альтернативному топливу. Принятие документа является важным шагом в этом направлении. Оно позволит нам увеличить долю вторичного сырья в производстве, сократить загрязнение окружающей среды и сделать нашу экономику более конкурентоспособной», — отметил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Юрин.
Источник
https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/presscenter/news?portal:isSecure=true&navigationalstate=JBPNS_rO0ABXczAAZhY3Rpb24AAAABAA5zaW5nbGVOZXdzVmlldwACaWQAAAABAAQ5NTc2AAdfX0VPRl9f&portal:componentId=88beae40-0e16-414c-b176-d0ab5de82e16

9 октября 2024 г.
Принят Порядок регистрации минеральных удобрений
Со 2 ноября нынешнего года вступает в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии об утверждении Порядка регистрации минеральных удобрений, формирования и ведения единого реестра разрешенных к обращению на рынке Евразийского экономического союза минеральных удобрений. В соответствии с Порядком регистрация проводится уполномоченным государственным органом одной из стран Союза по выбору заявителя – субъекта предпринимательской деятельности и состоит из пяти этапов.
На первом этапе идет прием документов заявителя для регистрации минерального удобрения, на втором – рассматриваются и проверяются документы и сведения, содержащиеся в документах, а также иные сведения (в качестве дополнительных доказательных материалов). На следующем этапе принимается решение о регистрации удобрения или об отказе в его регистрации. После этого при положительном решении минеральному удобрению присваивается индивидуальный регистрационный номер, а заявителю выдается свидетельство о регистрации по соответствующей форме. Зарегистрированное удобрение включается в национальную часть единого реестра.
При необходимости действие выданного свидетельства о регистрации минерального удобрения может быть приостановлено (возобновлено) или прекращено.
Среди ключевых принципов регистрации минеральных удобрений – применение механизма «единого окна» для предоставления документов и сведений с целью упрощения прохождения заявителем процедуры; ориентация на нормы и правила обеспечения безопасности здоровья человека и окружающей среды; взаимное признание результатов исследований, проведенных по единым методикам в аккредитованных лабораториях (центрах) стран ЕАЭС.
Порядок регистрации минеральных удобрений был разработан Комиссией совместно со странами Союза в соответствии с техническим регламентом ЕАЭС «О требованиях к минеральным удобрениям». Основная цель решения об утверждении Порядка – выполнение положений названного техрегламента ЕАЭС посредством унифицированной регламентации процедуры регистрации минеральных удобрений, формирования и ведения единого реестра для применения и исполнения уполномоченными органами и субъектами предпринимательской деятельности стран Союза. Порядок поможет минимизировать финансовую нагрузку на предпринимателей, чему способствует утверждение единого перечня документов и сведений, которые должны быть использованы заявителем для регистрации минеральных удобрений. При этом утверждение Порядка является одним из условий вступления в силу техрегламента Союза на минеральные удобрения.
Формирование и ведение единого реестра планируется осуществить с помощью интегрированной информационной системы ЕАЭС, что потребует, в свою очередь, реализации в рамках Союза соответствующего общего процесса.
Источник
https://eec.eaeunion.org/news/prinyat-poryadok-registratsii-mineralnykh-udobreniy-/

9 октября 2024 г.
Обновлен перечень стандартов к техническому регламенту о безопасности машин и оборудования
Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила поправки в перечень стандартов к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», обеспечивающие реализацию изменений указанного техрегламента. Речь идет об изменениях, устанавливающих возможность использования газомоторного топлива для питания двигателей самоходных машин. В перечень включены четыре межгосударственных стандарта и правила ООН, устанавливающие требования к машинам и оборудованию, использующим газ в качестве моторного топлива.
Изменения в техрегламент «О безопасности машин и оборудования» внесены Решением Совета ЕЭК от 24 ноября 2023 года № 137. Поправки в перечень стандартов вступят в силу 23 ноября этого года одновременно с изменениями в техрегламент и позволят производить и выпускать самоходные машины, использующие газ в качестве топлива.
Источник
https://eec.eaeunion.org/news/obnovlen-perechen-standartov-k-tekhreglamentu-o-bezopasnosti-mashin-i-oborudovaniya-/

8 октября 2024 г.
Минпромторг намерен повысить контроль оборота косметики
По экспертным оценкам, оборот отдельных видов парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии в России характеризуется не менее чем 16% долей нелегального рынка, что ведет к реализации некачественной и небезопасной продукции для людей. Маркировка товаров средствами идентификации в настоящее время является одним из основных и наиболее эффективных инструментов по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и уже зарекомендовала себя в парфюмерно-косметической отрасли в рамках введения маркировки духов и туалетной воды. Больше половины жалоб граждан в Роспотребнадзор поступают на косметическую продукцию. 30% ассортимента в торговых сетях продается без данных о составе, на 60% используется мелкий нечитаемый шрифт. В Роспотребнадзоре рост нарушений признают, отметив, что 25% парфюмерной продукции реализуется с нарушениями. Глава Национального союза защиты прав потребителей направил обращение вице-премьеру Денису Мантурову и в Минпромторг, предложив в качестве одной из мер ускорить введение обязательной маркировки. В министерстве заявили, что разрабатывают дополнительные инициативы по контролю оборота этой продукции.
«С 15 января 2024 по 28 февраля 2025 гг. проводится эксперимент по маркировке широкого перечня парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии. С учетом результатов эксперимента Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства РФ о введении обязательной маркировки данной товарной группы с 1 марта 2025 г. При этом требования по нанесению средств идентификации предлагается вводить поэтапно в отношении различных типов продукции с 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2025 года», — сообщили в пресс-службе министерства.
Рынок косметической продукции в РФ приближается к 1 трлн рублей в год. Однако практически вся косметическая продукция — 95%, включая аптечную косметику — содержит информацию о составе на латинице, а не на русском языке. Кроме того, в 60% продукции состав компонентов написан нечитаемым шрифтом, а зачастую — с подменными названиями, которые не позволяют понять, что в товаре может находиться ядовитый ингредиент. В то же время примерно 30% ассортимента в торговых сетях продается вообще без информации о составе. Проводимые Общественной потребительской инициативой исследования показывают, что нарушения в отрасли продолжают нарастать. Отдельные недобросовестные производители косметики и бытовой химии допускают нарушения в сфере оборота спиртосодержащей продукции, реализацию продукции без свидетельств о госрегистрации, сокрытие от потребителей обязательной информации, нарушение установленных требований к качеству и безопасности продукции, сокрытие сведений о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, неуплату сборов по утилизации и др., — заявил глава организации Олег Павлов. Беспокойство общественников разделяют в Роспотребнадзоре. На заседании экспертного совета по обелению экономики комитета Госдумы по экономической политике, которое прошло 7 октября, начальник управления контроля за продукцией в обороте ведомства Андрей Пучковский рассказал, что нарушений у производителей косметики сегодня гораздо больше, чем в других сферах.
Минпромторг разрабатывает проект постановления, которое введет обязательные требования и контроль за всей разрешительной документацией к такой продукции. — Результатом будет недопуск на рынок товара, у которого поддельные сертификат или декларация соответствия, — отметил он. По словам представителя ведомства, также подготовлен пакет изменений в законодательство ЕАЭС в сфере технического регулирования. По сути, речь идет о блокировке оборота такой продукции, отметил он.
Кроме того, по просьбе нескольких ассоциаций легкой промышленности и Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Минпромторг разрабатывает механизм по проверке производителей, который бы минимизировал или вообще прекратил возможность использования незаконного производства товаров, завезенных на территорию РФ. По его словам, регистрация предприятия в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ) должна исключить легализацию контрабандного товара. Как сообщили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор госсистемы «Честный знак») со ссылкой на оценки НИУ ВШЭ, доля нелегального оборота в косметике и бытовой химии в настоящее время достигает 16 и 12% соответственно. Система отслеживаемости такого товара позволит снизить долю его незаконного оборота, полагает замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.
Источник
https://iz.ru/1770961/natala-baslykova/zerkalcu-skazi-v-rf-prosat-usilit-kontrol-za-proizvodstvom-i-prodazei-kosmetiki

4 октября 2024 г.
Программа национальной стандартизации на 2025 г. представлена на Совете по стандартизации
Проект Программы национальной стандартизации на 2025 г. и дальнейшую перспективу (ПНС-2025) обсудили на расширенном заседании Совета по стандартизации при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Мероприятие прошло под председательством Руководителя Росстандарта Антона Шалаева. Всего ПНС-2025 предусматривает разработку стандартов по более чем 5000 темам. Окончательная редакция проекта ПНС-2025 планируется к утверждению до 1 ноября 2024 г.
Впервые предложения по разработке и актуализации стандартов в проект Программы стандартизации на следующий год рассматриваются в разрезе национальных целей развития Российской Федерации, указанных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Так, ключевыми областями разработки документов по стандартизации в 2025 г. являются сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, комфортная и безопасная среда для жизни, реализация потенциала каждого человека, экологическое благополучие, устойчивая и динамичная экономика, технологическое лидерство, цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. В рамках ПНС-2025 будут разработаны и актуализированы ГОСТы в машиностроительном и приборостроительном комплексах, строительстве, электротехническом и агропромышленном комплексах, металлургии, здравоохранении и других областях.
Участники заседания Совета в целом одобрили проект ПНС-2025. В то же время в ходе дискуссии было уделено внимание вопросу эффективного взаимодействия технических комитетов по стандартизации, интеграции опережающей стандартизации в практику применения стандартов и регионального сотрудничества в сфере стандартизации. Достигнута договоренность о проведении во втором квартале 2025 г. пройдет сессия для ответственных секретарей всех технических комитетов по стандартизации по формированию предложений в проекты Программ национальной стандартизации в целях повышения качества документов по стандартизации. Также на заседании обсудили повышение уровня участия в работах по международной стандартизации, в том числе, в формате БРИКС, и двустороннему взаимодействию стран в этой сфере.
Источник
https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/presscenter/news?portal:isSecure=true&navigationalstate=JBPNS_rO0ABXczAAZhY3Rpb24AAAABAA5zaW5nbGVOZXdzVmlldwACaWQAAAABAAQ5NTc0AAdfX0VPRl9f&portal:componentId=88beae40-0e16-414c-b176-d0ab5de82e16

В МИРЕ

8 октября 2024 г.
Доступны новые руководства по безопасной и эффективной установке зарядного устройства для электромобилей
Одним из ключевых препятствий для внедрения электромобилей является наличие инфраструктуры для зарядки электромобилей. Хотя многие владельцы электромобилей заряжают свои транспортные средства дома или на работе, потенциальным водителям электромобилей по-прежнему необходим доступ к общественной зарядке. Эти требования помогут обеспечить более широкий выбор высококачественных вариантов зарядки, что облегчит водителям переход на электромобили. Чтобы решить эту проблему, Департамент по вопросам изменения климата, энергетики, окружающей среды и водных ресурсов Нового Южного Уэльса (NSW DCCEEW) в сотрудничестве с Департаментом транспорта опубликовал новые «Спецификации зарядных устройств для электромобилей (EV): для бытового и коммерческого использования». Эти спецификации, доступные бесплатно на сайте Standards Australia, содержат всю необходимую информацию для безопасной установки и использования зарядных устройств для электромобилей дома или в коммерческих помещениях. Рекомендации помогут клиентам преодолеть неуверенность в отношении инфраструктуры для зарядки. Они также содержат чёткие указания по планированию зарядки во время путешествий и для компаний, инвестирующих в инфраструктуру для зарядки.
Размещая эти спецификации в открытом доступе, правительство Нового Южного Уэльса поддерживает развитие удобной и безопасной сети зарядных станций как дома, так и в обществе в целом. Это поможет увеличить количество электромобилей и будет способствовать достижению целей Австралии по нулевому уровню выбросов.
Источник
https://www.standards.org.au/news/new-guides-available-for-safe-and-efficient-ev-charger-installation

7 октября 2024 г.
Защита климата за счет улавливания CO2 в сельскохозяйственных почвах
Спецификация DIN 3609 „Количественная оценка и оценка накопления органического углерода и изменений выбросов углерода в результате адаптированного способа управления на сельскохозяйственных почвах и на сельскохозяйственных почвах“ определяет основы, требования и процедуры для разработки систематики для количественной оценки и оценки долгосрочного эффективного накопления органического углерода в сельскохозяйственных почвах и на сельскохозяйственных почвах, а также изменений выбросов углерода в результате изменения методов управления. В этом контексте был разработан многоуровневый подход, который гармонизирует и сопоставляет различные существующие методологии оценки и критерии качества.
С помощью Системы сертификации удаления углерода (CRCF) Европейский Союз планирует создать единую для всего ЕС добровольную систему сертификации для высококачественного сбора CO2 и мероприятий по сокращению выбросов в почву. Правовая база направлена на содействие инвестициям в инновационные технологии, создание финансовых стимулов и одновременное сокращение масштабов экологизации. Мероприятия по удалению CO2 и сокращению выбросов подразделяются на четыре основных компонента: постоянное удаление CO2, временное связывание CO2 в продуктах длительного использования, сокращение выбросов из почв, а также временное связывание CO2 за счет эффективного с точки зрения климата сельского хозяйства. DIN SPEC 3609 уделяет особое внимание последнему, поскольку поддерживает единую оценку и оценку мер по выращиванию углерода, что более точно не определено в предыдущей системе сертификации ЕС. Таким образом, спецификация DIN 3609 поддерживает стремление Европейского Союза стать углеродно-нейтральным и может стать частью основы для предлагаемой сертификации. На сегодняшний день правовая база представляет собой предварительное политическое соглашение, которое должно быть подтверждено Европейским парламентом, а также Советом.
Источник
https://www.din.de/de/din-und-seine-partner/presse/mitteilungen/klima-schuetzen-durch-speicherung-von-co2-in-landwirtschaftlich-genutzten-boeden-1142404

4 октября 2024 г.
Калифорнийский закон о безопасности школьного питания
Новый закон запрещает государственным школам подавать еду и напитки, содержащие синтетические красители, которые, по мнению калифорнийских законодателей, связаны с нейроповеденческими проблемами, с которыми сталкиваются некоторые дети. Знаковый новый закон Калифорнии поможет гарантировать, что дети в школах не будут подвергаться воздействию вредных красителей в продуктах питания, которые могут угрожать их здоровью. Закон Калифорнии о безопасности школьного питания был поддержан Consumer Reports и Рабочей группой по охране окружающей среды.
Действия, предпринятые в Калифорнии, последовали за проведённой в 2021 году Калифорнийским управлением по оценке рисков для здоровья окружающей среды проверкой, которая показала, что многие пищевые красители и ароматизаторы, как известно, делают некоторых детей уязвимыми к поведенческим проблемам и снижению концентрации внимания. К ним относятся шесть красителей, на которые распространяется действие недавно принятого Калифорнийского закона о безопасности школьного питания.
Тысячи химических веществ разрешены к использованию в продуктах питания, продаваемых в США. Многие из них, прошедшие проверку Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, не пересматривались десятилетиями, даже при появлении новых научных данных. Например, согласно исследованию двух групп потребителей, поддерживающих калифорнийский закон:
Red 40 не оценивался FDA на предмет риска для здоровья с 1971 года. Многие исследования показывают, что это может представлять риск для развития мозга у детей, гиперактивности и даже рака.
Желтый 5 одобрен к использованию с 1931 года. FDA подтвердило его использование в соответствии с надлежащей производственной практикой в 1969 году.
Желтый 6 был одобрен к использованию в 1931 году, а FDA подтвердило свое одобрение в 1986 году.
Blue 1 одобрен к использованию с 1931 года. FDA не обращало на него внимания с 1969 года.
Blue 2 был одобрен в последний раз в 1983 году.
Зеленый 3 разрешен к использованию с 1931 года и не подтверждался с 1982 года.
У детей более низкий уровень толерантности к воздействию химических веществ, чем у взрослых, и развивающийся организм делает их особенно уязвимыми.
Потребители неизменно ставят проблемы с химическими веществами в пищевых продуктах выше других вопросов безопасности пищевых продуктов. Однако Consumer Reports и Рабочая группа по охране окружающей среды не считают, что FDA надлежащим образом регулирует добавки.
Источник
https://www.foodsafetynews.com/2024/10/newsom-signs-law-to-prevent-california-schools-from-serving-food-with-certain-additives/#more-243305

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА РАССЫЛКУ ДАЙДЖЕСТА И НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
2024-12-13 17:25